Нестандартные насосы и запорная арматура, созданные московским научно-производственным предприятием «Морская техника», успешно конкурируют с западной техникой и применяются на предприятиях гидроэнергетики, водоснабжения и водоочистки. А оснащенные автоматикой на базе приборов компании ОВЕН, они просто незаменимы в условиях нашей российской действительности. Об этом рассказал главный конструктор НПП «Морская техника» Евгений Сутырин.
– В 1995 году, узнав, что «Мосводоканал» испытывает трудности, мы предложили ему свои наработки, ранее внедрённые в морской технике. Начали с доработки Люблинской канализационной насосной станции, крупнейшей в европейской части России. В ходе её строительства выяснилось, что фундамент зала насосных агрегатов станции, заглублённый на 30 метров, страдает от подвижных грунтов-плывунов – фактически парализующих работу уже установленных насосных агрегатов. В результате «Мосводоканал» оказался перед необходимостью заменять смонтированные насосы на дорогостоящую импортную технику, что привело бы к очень большим расходам.
«Морская техника» предложила значительно более дешёвый способ решения задачи, реализованный в 1996 году. На всех насосных агрегатах были установлены разработанные нами гибкие валопроводы и подшипниковые опоры, станция заработала на полную мощность, «Мосводоканал» сберёг большие средства, а мы получили крупного заказчика.
Затем мы предложили «Мосводоканалу» разработать нестандартную запорную арматуру и приступили к разработке и производству затворов для самотечных канализационных сетей, которые на сегодняшний день перекрывают каналы диаметром до 4 метров и со скоростью потока до 3 метров в секунду. Дело в том, что канализационная сеть Москвы предельно централизована. А с подземными потоками, текущими под Москвой, серийная западная запорная арматура справиться просто не может. Канализационные сети на Западе в отличие от нашей страны столь сильной централизации не подвергались, в результате чего самый большой диаметр проходного сечения серийного затвора, производимого там, составляет всего полтора метра. Поэтому значительная часть техники, необходимой для канализационных сетей Москвы и некоторых других российских городов, для наших западных конкурентов попадает в раздел нестандартных и, следовательно, особо дорогих изделий.
Наши затворы для самотечных канализационных сетей, над совершенствованием которых мы работаем уже восемь лет, готовы выдержать пятидесятилетнюю экстремальную эксплуатацию и отвечают самым жёстким требованиям по надёжности работы. Выполняются они уже не из чугуна, а из нержавеющей стали. Кроме того, эти затворы содержат запатентованный нами узел уплотнения, обеспечивающий герметичность даже при переменном направлении потока, и подъёмное устройство, изолированное от воздействия рабочей среды. Новые затворы не только надёжны в работе и просты в обслуживании, но и легко дорабатываются под конкретное место установки. Итогом этой работы стал заказ на поставку Москве затворов для коллекторов, отличающихся особой надёжностью и экологической безопасностью.
Кроме того, мы разработали и производим целую гамму запорно-регулирующего и насосного оборудования, предназначенного для напорных трубопроводов. Так, в 1997 году мы сконструировали задвижку с электроприводом, предназначенную для особо загрязнённой воды и обслуживающую трубопроводы с рабочим давлением до 16 атмосфер. При этом был создан и запатентован механизм, работающий по поворотно-прижимному принципу: его важнейшими достоинствами, в отличие от клинового механизма, можно считать отсутствие трения в зоне уплотнения и возможность дросселирования потока. Приводная кинематика этого изделия такова, что при его закрытии сначала срабатывает поворотный механизм, а затем усилие электропривода переходит на прижимной механизм. Двигатель выключается в момент окончательного прижатия уплотнения, когда начинается нарастание потребляемого тока (оно-то и сигнализирует о необходимости выключения мотора). При открытии задвижки работа привода идёт в обратной последовательности, при этом потребляемый ток очень быстро снижается до минимума, а затем остаётся неизменным. Выключение мотора в этом случае должно происходить по сигналу таймера.
В общем, логика работы задвижки такова, что управлять ею можно только при помощи автоматики. Мы убедились в этом ещё в 1996 году, когда составной частью упомянутого технического задания стало требование обеспечения дистанционного управления и отсутствия концевых выключателей. Так как их выдвигал сам «Мосводоканал», имеющий весьма внушительный опыт эксплуатации отечественной и зарубежной запорной арматуры, то было ясно, что нам предстоит большая работа.
Можно отметить также следующие особенности данного заказа. Во-первых, техника, управляющая большими потоками воды, чаще всего работает в условиях высокой влажности. Это вызывает окисление контактов традиционных концевых выключателей, приводящее к поломке привода и последующему дорогостоящему ремонту. Во-вторых, сооружения, эксплуатируемые нашим заказчиком, имеют всё увеличивающееся количество оборудования и немногочисленный персонал. Например, в каждом из аварийно-регулирующих резервуаров (АРР), строящихся при всех новых канализационных насосных станциях в Москве, устанавливается до нескольких десятков выпускаемых нами задвижек и большое количество другого оборудования, а обслуживает всю эту технику один оператор. Естественно, что в таких условиях эксплуатация без автоматики и дистанционного управления просто невозможна.
Мы стали искать достойного партнёра, способного автоматизировать разрабатываемое нами оборудование. Первым кандидатом на сотрудничество стало одно из довольно известных конструкторских бюро. Изучив наше техзадание, конструкторы предложили создать шкаф управления, сопоставимый по габаритам с самой задвижкой, да к тому же ещё достаточно дорогой. Естественно, это предложение нас не устроило.
Продолжая поиски партнёра, способного взяться за разработку и производство прибора, в 1997 году мы вышли на компанию ОВЕН. Сразу же выяснилось, что наши взгляды на устройство – автоматизирующее управление задвижкой – совпадают. Через несколько месяцев, когда необходимый нам прибор был уже создан, наша задвижка и управляющий ею прибор ОВЕН ПКП1 прошли полный цикл ресурсных испытаний в цехе механической очистки Курьяновской станции аэрации. В результате мы получили серийную продукцию, число заказов на которую всё время растёт.
Таким образом, техника для водоканалов и гидроэнергетиков стала нашим коньком, и мы работаем над ней вместе со своими клиентами. Нашу продукцию охотно закупают Московский и Санкт-Петербургский «Водоканалы», «Колэнерго» и Загорская ГАЭС, многие другие предприятия гидроэнергетики, водоснабжения и водоочистки городов России и ближнего зарубежья.
Владимир Пузанов, начальник цеха №1 ПУНС МГП «Мосводоканал»:
ОВЕН ПКП1 в отличие от других приборов позволяет нам видеть в процентах, насколько открыты задвижки (до этого мы имели индикацию только двух конечных положений). Кроме того, эти приборы очень надёжны, после их установки аварийные выходы задвижек из строя прекратились. Приборы ОВЕН ПКП1 мы рассчитываем поставить на все задвижки (напорные, отсекающие и всасывающие) Саввинской насосной станции, которая скоро будет реконструирована. Ещё мы применяем приборы защиты электродвигателей ОВЕН МНС1, обслуживающие дренажные насосы, а теперь мы хотим поставить их и на механические грабли (раньше там стояла механическая муфта предельного момента, регулировать которую мог только специалист). Добиваясь экономии, мы решили заменить муфту на прибор ОВЕН МНС1.
Кроме того, мы планируем применить приборы ОВЕН для контроля температуры подшипников крупных насосов: соответствующая индикация, работающая на других приборах, у нас есть, но свечение индикаторов видно только на самих насосных агрегатах, а мы хотим выводить показания приборов на пульт диспетчера.
«Автоматизация и производство» №2 2005 г.